Впервые о фестивале Мамакабо я узнал летом 2008 года, когда почти случайно оказался в Коктебеле (мой отчёт о путешествии), на другом замечательном фестивале - "Коктебель-Джаз". Весь Коктебель был оклеян афишами прошедшего неделю назад фестиваля "Мамакабо" с очень заманчивыми именами участников. Тогда я пожалел, что не знал о "Мамакабо" и не приехал неделей раньше и твёрдо решил ехать в Коктебель следующим летом. Но "Мамакабо" в 2009 году проводился в Калужской области, и убоявшись грязи и бытовых неудобств, обычно сопутствующих фестивалям "на природе", я не поехал.
В начале февраля Sirozhka, в компании с которым мы как раз и были в Коктебеле, прислал мне ссылку на новость о "Мамакабо-Нил" и я загорелся идеей поехать. Ещё бы! В одной поездке сочетались две любимые вещи - Египет (был там уже шесть раз, и надеюсь буду ещё не раз) и тот самый Мамакабо, на который так хотелось попасть. Чудным образом всё получилось: и мне удалось с работы отпроситься, и жене-Леночке перенести отпуск в своей очень серьёзной организации, где всё планируется на год вперёд. В последнюю ночь перед вылетом я не мог заснуть - волновался, что что-нибуть случится и мы не попадём на фестиваль. Боялся заболеть, боялся опоздать на самолёт (неспроста боялся - в прошлый раз мы как раз на самолёт опоздали). К счастью, все страхи были напрасны и мы оказались на "Мамакабо-Нил".
Фестиваль был замечательный. Это впечатления, которые останутся на всю жизнь. Прошло уже пять дней после возвращения, а мне каждую ночь снятся фестивальные сны.
На фестивале удалось познакомиться с удивительными людьми.
Прежде всего - с Леонидом Кагановым (lleo.aha.ru), человеком, которым я восхищался уже много лет. Писатель, выпустивший десяток книг, поражающих оригинальными идеями и умным юмором, один из самых популярных блоггеров рунета (lleo.aha.ru/dnevnik), поэт, ухитряющийся каждую неделю писать стихотворную оду на актуальную тему для газеты F5 (Вот, к примеру, ода о 8 марта, которую Каганов написал во время фествиаля, запершись на пару часов в номере), автор множества песен для ОСП-студии и других, и даже песен-заставок для телепередач (к примеру, песня в программе Минута славы - его рук дело), телеведущий, энтузиаст-программист и электронщик, написавший код своего дневника, во многом более совершенный, чем ЖЖ, и оборудовавший всю свою квартиру, как дом, работающий под операционными системами Linux и FreeBSD. Начиная от дверного замка по отпечатку пальца и до mp3-трансляции радио маме в соседнюю квартиру. Короче говоря - живой гений.
Как любой нормальный гений, Каганов слегка эксцентричен, однако это вызывает только добрую улыбку и всеобщее одобрение, когда, к примеру, серьёзный седеющий человек средних лет с весёлым гиканьем летит на роликовых кроссовках "Heelys" по телетрапу в самолёт, распугивая удивлённых работников аэропорта. Кстати, у всех Египтян вид Каганова, катящегося по асфальту на кроссовках вызывал искреннее восхищение.
Второй удивительный человек - организатор фестиваля и участник почти всех концертных выступлений - Тимур Ведерников. Человек, в котором сочетается несочетаемое - прекрасный музыкант и организатор. Весь фестиваль прошёл весело и спокойно. Ни одного конфликта, ни кто ни с кем ни разу не ругался. Это заслуга Тимура.
Уверен, что "Мамакабо" будет становится всё более и более популярным - ведь им руководит человек с безграничной жизнерадостностью, доброжелательностью и энергией.
И, наконец, мультипликаторы. На фестивале собрался весь цвет российской анимации - Андрей Кузнецов (akuaku.livejournal.com) - аниматор и художник с потрясающими идеями и удивительным чувством юмора, автор гениальных серий картинок про чебурашку и чукчу, а также лубков.
К фестивалю Андрей нарисовал специальную картинку про чукчу:
Михаил Тумеля (tumelya.livejournal.com) - Белорусский режиссёр и художник, поразивший всех своей разносторонностью: он показывал свои очень разные мультфильмы, проводил мастер-класс по песочной анимации, создав на глазах зрителей мультик с птичкой, летящей над египетским пейзажем, показывал свои удивительные альбомы, каждый из которых произведение искусства.
Тумеля пел песни под балалайку, участвовал в капустнике вместе с Александром Бубновым и другими аниматорами (Видео).
Cнял ролик "Хургадские танцы" вместе с ещё одним аниматором - Алексеем Алексеевым.
Алексей Алексеев, снявший серию мультиков о лесном трио 1 часть, Змея, Дождь, Бревно, Луна. Изначально первый мультик имел бессмысленное название "KJFG #5", потом вся серия для телеканала Nikelodeon была переименована в Log Jam. Давно мультики не заставляли меня смеяться до слёз. А ещё простые минутные мультики сделаны так, что на следующий день после просмотра мы начали их обсуждать. Обсуждать поведение персонажей, обсуждать их характер, обсуждать бесподобное поведение охотника и его собачки. Свои гениальные мультики Алексеев делал один. И даже персонажей озвучивал сам. После показа песня волка преследовала нас везде: то в автобусе кто-нибудь завоет, то в отеле.
Наталья Березовая (berezovaia.livejournal.com), автор знаменитого мультика Моя жизнь, давно разошедшегося на цитаты ("когда я вырасту, я стану молодцом. Или холодцом.", "Он был такой нарядный").
Сергей Меринов (sergey-merinov.livejournal.com), автор всех пластилиновых заставок "Горы самоцветов" и ещё нескольких пластилиновых мультиков, в том числе единственного в мире мультфильма, получившего награду "За лучший грим и костюмы" - Куйгорож.
Александр Бубнов (bubnoff.livejournal.com), автор удивительных по эстетике фильмов "Последняя жена Синей Бороды" (часть 1, часть 2), "Шерлок Холмс" (часть 1, часть 2).
Михаил Алдашин (aldashin.livejournal.com), Лиза Скворцова (liza-skvo.livejournal.com)и другие.
Лиза Скворцова сделала замечательный стопмоушен-мультик "Мамакабо-2010" на музыку Андрея Баранова, памяти которого посещён фестиваль Мамакабо.
Итак, путешествие наше началось с некоторых организационных изменений: TEZ-тур, испугавшись, что нужного количества желающих на фестиваль не соберётся, начал продавать билеты на наш самолёт. В результате летели двумя рейсами. Кораблей должно было быть сначала два, потом три. Но в результате поплыл один большой. И это было очень удачно, потому что этот "Ноев ковчег", на котором не было посторонних, очень всех сблизил и передружил. Если бы весь фестиваль проходил в отеле, такого бы эффекта не было из-за разрозненности участников. Так что идея с кораблём - замечательная! Спасибо за неё Сергею Меринову.
Прилетев в Хургаду, мы оказались в 5-звёздочном отеле Sonesta Faraoh (Уж не знаю, почему фараон пишется с "h" на конце, но это так). А в отеле уже вовсю монтируется сцена. Каким-то непостижимым образом волшебники из Pro-Concert притащили в Египет две тонны оборудования и три раза всё заново ставили и настраивали (в отеле, на корабле и снова в отеле). При этом практически всё всегда работало, и был приличный звук.
Пара слов про отель. Огромный с огромными номерами (в первом нашем номере было аж три кровати - двуспальная и две односпальных, во втором - две комнаты, кухня и балкон), с очень вкусной разнообразной едой, и даже натуральными соками из пакетов. (Сок гуавы настолько вкусен, что каждый раз привожу его из Египта. В этот раз 8 литров притащил).
Это плюсы. А теперь минусы. Нет нормального моря - у пляжа пересохшее болото, дальше метров на 400 идёт пирс и около него выкопана "купальная яма". Настоящее красивое море видно только вдали. Видимо это особенность морского берега именно в этом месте, ведь совсем рядом, в отеле Jasmine идеальный пляж и чистейший вход в море, а также искусственные каналы соединённые с морем, в которых всегда можно видеть множество живности стоя на мостике (и разноцветные красивые рыбы красного моря и рыбы-иглы, и морские ежи). Второе - многие в последний день или уже в Москве переболели "Египетской болезнью" - отравление, сопровождаемое высокой температурой.
Я пишу эти строки после двух дней в постели с температурой до 39.3. Возможно, тут нет вины отеля. Никто не знает. Однако из моих шести раз в Египте, со мной такое было в другом 5-звёздочном отеле Grand Azur и не разу в простеньком уютном Jasmin'е, где был уже трижды.
Второй день начался с четырёхчасового переезда на автобусах из Хургады в Люксор. В основном на пути была пустыня, невысокие горы, и отдельные жилища туземцев.
Люксор. Первая экскурсия. Древний Карнакский храм.
Храм был полностью занесён песком. Возможно, потому и сохранился. Откапывали постепенно. И оставляли надписи в память о себе, нацарапанные на колоннах. Теперь эти надписи можно встретить даже на двадцатиметровой высоте. Вот надпись на высоте метров четырёх:
После экскурсии мы успели забежать на базар и пройтись по городу.
Затем мы наконец заселились на корабль. Огромный, шестиэтажный корабль Nile Bride (невеста Нила) выглядел совсем не так, как можно себе представить корабль. Нечто прямоугольное, огромное и тяжёлое.
Это не наш корабль, но все они примерно одинаковые. С роскошным холлом, отделкой полов мрамором и маленьким бассейном на верхней палубе.
Удивительно, что таких кораблей по Нилу плавает сотни.
И "паркуются" они друг к другу по нескольку штук. И чтобы попасть на свой корабль с берега, нужно пройти через несколько, стоящих перед ним.
Наша невеста оказалась дамой весьма преклонных лет, которая в девичестве, минувшем лет тридцать назад, получила статус пяти звёзд, но за время своих скитаний туда-сюда по Нилу, весьма пообносилась и даже кряхтела моторами так, что всё в ней дребезжало и мешало слушать музыку на концертах.
Вечером была вторая и последняя бесплатная экскурсия в Люксорский храм, который в основном отличался от Карнакского только тем, что было темно, потому, как наступил вечер.
А после ужина начался второй концерт фестиваля и первый на корабле. Всем было так хорошо, что никому не хотелось заканчивать, и концерт продолжался до трёх ночи.
Как говорит моя жена Лена, когда мы вместе, нам всегда везёт. Наверное поэтому нам достался один из двух номеров на всём корабле, в котором был балкон и выход на нос корабля. За 5 фунтов (30 рублей) мы купили килограмм свежей клубники. Сидеть в кресле на носу плывущего корабля, есть клубнику и смотреть на берега Нила с красивейшей природой - непередаваемое удовольствие.
С третьего дня начались показы аниматоров. Мы смотрели показы и слушали рассказы этих удивительных людей и поражались их таланту, самоотверженности и влюблённости в свою профессию.
А вечером снова концерт, снова всё интересно и всё радует и снова почти до 6 утра.
А с утра нужно вставать, ведь завтрак только до десяти.
Единственная платная экскурсия, на которую мы поехали (а с нами ещё две трети корабля), экскурсия на лодках по Нилу в ботанический сад и деревню Нубийцев.
Ботанический сад был замечателен. Экзотические растения, под которыми бродят ибисы и красивейшие египетские кошки.
Дальше был пляж и купание желающих в Ниле. Нил был холодный, поэтому нас хватило только на омовение конечностей в водах Нила.
Деревня нубийцев оказалась туристичесой фикцией. Специально построенный для туристов "нубийский дом" с длинным лавками для туристов, ужасающими фресками и несчастными крокодилами, сидящими в тесных бетонных клетках и крокодилятами, судя по всему настолько обдолбанными гашишом, что их дают в руки фотографироваться, а они никого не кусают, потому что им и так очень хорошо.
В замечательной компании даже такая экскурсия стала замечательной и все вернулись очень довольные. Только крокодилов жалко.
В Асуане удалось съездить в город и побродить по базару.
Я взял с собой новый фотоаппарат Panasonic TZ7, не планируя снимать им ничего, кроме частных фото и видео, однако уже на первом концерте руки зачесались и я начал снимать понемногу видео. А видео у моего TZ7 весьма знатное - HD-VIDEO 720p AVCHD Lite. Переводя на простой язык, это телевидение высокой чёткости, то есть лучше любой бытовой видеокамеры. Да и чувствительность оказалась весьма высока - видеошумов при съёмке темной сцены практически нет, да ещё и 12-кратное увеличение. Конечно, если снимать "всерьёз", нужен штатив или стэдикам. При съёмке "с рук" так или иначе картинка дрожит. Но у фотоаппарата хороший стабилизатор, а у меня (надеюсь) не кривые руки, поэтому некоторые ролики вышли очень хорошо. В результате на фестивале я снял 50 роликов, 40 из них выложено на YouTube. Судя по положительным отзывам, и использованию моих роликов в чужих отчётах, я это всё затеял не зря и меня очень радует, что мне удалось принести пользу. Фотографировать концерты я не планировал - вокруг бегало множество фотографов с зеркалками, но к концу фестиваля всё таки решил сделать несколько снимков.
Конечно, маршрут круиза египетским Тез-туром был сделан бестолково - мы плыли от Люксора до Асуана. Потом сутки стояли в Асуане только ради платной экскурсии на Асуанскую плотину, из за которой нам пришлось полтора часа ждать отправки автобусов в Хургаду, а потом ехать 9 часов (разумеется тез-тур всем соврал, что ехать 6 часов, чтобы народ не напрягался заранее). Если бы делать по уму, надо было бы доплыть на корабле до Асуана и тут же вернутся на нём в Люксор. Тогда бы и поплавали побольше, и не пришлось бы ехать на автобусах целый день. Зато в автобусах всю дорогу работал бесплатный Wi-Fi, но не один аккумулятор ни одного ноутбука не дожил до конца пути.
Чего не скажешь о внутренних аккумуляторах аниматора Михаила Тумели, которые все девять часов пел в автобусе песни под балалайку и ни разу не повторился. А Алексей Алексеев подыгрывал ему на мини-гитаре.
В последний день нас ждал завершающий концерт в отеле.
С удивлением, я узнал, что этот фестиваль Мамакабо уже 22й по счёту. Теперь у меня нет никаких сомнений по поводу того, что мы будем делать с 26 по 29 августа 2010 года. Мы едем на Мамакабо в "Этномир"!